Тюменская книга

18.12.2010 

В последнее время немало творческих людей поднимало вопрос, в том числе и на страницах печатных изданий, о том, как продвинуть на обширном книжном рынке местному тюменскому автору свою художественную книгу. Тема это, действительно, довольно интересная и меня на моих презентациях и выступлениях молодые авторы очень часто об этом компоненте продвижения литературного труда спрашивают. У меня есть свой скромный взгляд на упомянутый и несколько затуманенный для большинства читателей вопрос, но всё же, я постараюсь им поделиться. Хотя, разница между прозой и поэзией в читательском, и, прежде всего, покупательском восприятии существует. Стержень же моей небольшой статьи не в исследовательском поиске вскользь задетого вопроса, а в рассмотрении лучших вариантов в реализации художественной книги начинающего тюменского автора. Примеры продаж литературных произведений в центральные издательства упомянуты также не будет, по причине совершенно отдельной темы и малой вероятности успеха на этом поприще для новичка.

На день сегодняшний книгу издать может каждый более-менее состоявшийся автор. Вопрос в данной категории начальных шагов только один. Имя ему — деньги. При наличии оных, найти издательство в нашем городе, которое возьмётся напечатать определённым тиражом вашу работу, не составит особого труда. Тем более, всегда существует альтернативный источник в любом деловом формате, в том числе, и в современном книгопечатании. В славном городе Кургане издать книгу будет несколько дешевле. Работают на полную мощность и типографии Екатеринбурга, если кто имеет связь с этим деловым и продвинутым центром…

Весь первоначальный вопрос упирается в вашу денежную способность придать собственному долгожданному литературному детищу реальную огранку. Либо это ваши собственные средства, либо вам посчастливилось найти спонсорскую помощь.

Итак, первейшая задача — определить в поиске предлагаемого вам обширного рынка нужное издательство. Оплатить все расходы, связанные с печатью книги, а также столь необходимые редакторские услуги, работу корректора, и желательно, чтобы профессионалы сделали интересный дизайн обложки.

К слову сказать, я лично создавал обложку только первой своей книги. Сам из головы вытащил необходимую и оригинальную идею, нашёл креативного художника, оплатил фото сессию для нескольких людей и, в итоге, заказал коллаж, послуживший основным спектром на обложке моей первой книги «Слёзы мертвеца».

Это выход, но довольно сложный, хотя и творчески основательный. В идеале получается второй вариант, когда в орбите деятельности издательства, в которое вы обратились, есть в наличие серьёзные профессионалы, способные изготовить макет обложки для будущей книги. Именно после выбора из нескольких предложенных вариантов зазвучит настоящая, жизненная струна.

Ведь хорошая, смотрибельная обложка — это очень серьёзный первый шаг в реализации книги на торговых прилавках. Книга в наши дни — продукт, который требует основательного продвижения. Мои последние слова могут кому-нибудь не понравиться, но это факт. Конечно, удачным в реализации художественной книги являются сразу несколько факторов, к которым необходимо принести и саму литературную начинку, но про оформление ни в коем случае забывать, никогда не стоит.

Будем считать, что книга ваша готова, вы счастливы и с гордым видом восседаете на коробках, в которых запечатан весь долгожданный тираж.

Теперь стоит всерьёз рассмотреть дальнейшие шаги, а именно реализацию литературного продукта. Скажу сразу, что те авторы, которые раздаривают с росчерком собственного автографа свои книги, мною даже рассматриваться не будут. Последующие буквы не для них. Я говорю о писателях, кои продают свои книги и оценивают собственный труд, пробуют свои силы, для того, чтобы пробиться, а это в нешуточном разнообразии сегодняшнего книжного рынка, ох, как нелегко!

Я принципиально продаю свои книги. В этом вся соль нашего дела. Если их покупают, то, значит, они интересны. Они получились. За них читатель готов отдать свои кровно заработанные деньги.
В Тюмени нет собственной книжной индустрии, по ступенькам которой перспективный автор смог бы пробежаться наверх к лучикам тёплой, но очень упоительной и согревающей местечковой славы. По большому счёту книги тюменских авторов мало кому нужны. Их не приветствуют в крупных брэндовых магазинах, не раскручивают и редко когда поддерживают в местной печати. Поэтому уважающему себя автору придётся пройти весь этот путь самому. Но как?

Отбивая эти слова на компьютерной клавиатуре, я обозначаю свою собственную позицию в этом непростом на сегодня вопросе. Для начала не стоит забывать про ряд магазинов, которые всё-таки берут на реализацию тюменскую книгу. Правда, книжки ютятся на основательно забитых продукцией полках по краеведению, иногда в самом дальнем углу, но это всё равно, пусть небольшой, но всё же реальный путь к читателю.

Необходимо осознать, что книгу, как и любой продукт, следует «раскрутить». Выпустить вместе с тиражом постеры и привлекательные для современного глаза рекламные буклеты. Принять участие в телевизионных программах, запустить ряд презентаций. И, конечно, на полную информационную катушку использовать Интернет…

К примеру, я никогда не скрывал, что продаю большое количество своих книг на презентациях и творческих вечерах, которые я провожу очень активно, регулярно и в большом количестве. Здесь следует сделать уместный и определённый экивок в сторону моей общественно-политической деятельности и, следовательно, достаточной известности имени. Помимо этого я оратор и могу преподнести книжный продукт в красивой обёртке интересного устного повествования…

Чтобы продавать книги — необходимо иметь имя. Быть кем-то. Если автора не покупают, значит, он либо не интересен, либо не известен широкому кругу читателей, или тематика произведения не пленила внимания людского. Другого, увы, не дано. Ритм времени и рисунок объективности…

Поэтому, я бы рекомендовал продавать свои книги непосредственно на презентациях и творческих вечерах. Вскоре увидит свет моя новая книга, и я составил целый план большого количества выступлений. Я презентую свои книги в самых различных аудиториях: в офисе политической партии, в учебных заведениях, различных библиотеках, конференц-залах, клубах. И продаю их.

Конечно, помимо этого, мои книги лежат на прилавках различных городских магазинов и книжных лотках.

На мой взгляд, очень перспективна идея посещать посёлки и представлять в местных ДК свои книги. Тем более, некоторые Дома Культуры на Юге Области очень приличны и современны, а жители муниципальных образований с удовольствием придут на подобный творческий вечер. Я намечаю ряд таких поездок…

Мало сегодня книгу написать, это совершенно отдельная и сложная тема. Очень важно её удачно продвинуть, донести до массового читателя. Просто здорово, когда именитые и признанные писатели помогают своим молодым коллегам. Прекрасно, что есть на нашей тюменской творческой почве конкурс «Книга года», позволяющий выставить своё литературное детище на обозрение читающей аудитории. Это стимул и очень важный штрих развития для молодого литературного пера.

Необходимо, чтобы творческие союзы вели себя более активно. Нужно вернуть их былое величие и осознанность у молодых людей в уважении своего авторского литературного цеха. Не стоит забывать, что мы одно сообщество и живём единым благородным делом.

В Тюмени очень много достойных людей, пишущих книги в совершенно различном стилистическом ключе. И эти авторы вносят свою заслуженную лепту, утверждая незыблемость славной традиции литературного поиска на красивой сибирской земле…

Олег Архипов