Мистический театр

28.02.2011 

(О книге Олега Архипова «Сибирская готика» )
Что там, за занавеской вечной тьмы?
В гаданиях запутались умы.
Когда же с треском лопнет занавеска,
Увидим все как заблуждались мы.
Омар Хайам

...заклинаю вас, дети мои, не ходите
на болота ночью, когда силы зла
властвуют безраздельно.
А.Конан-Дойл
«Собака Баскервилей»

Книга состоит из трех повестей: «Занавес тьмы», «Status Quo», «Сибирская готика». Жанр — мистика. Сегодня это направление называют модным словами «готика» и «хоррор».

Классическим образцом мистики является первая повесть — «Занавес тьмы». В ней присутствует главный атрибут мистики — дом с привидениями. В данном случае это бывший особняк некоего купца Толоконникова, в котором когда-то жил таинственный персонаж, и в котором он покончил жизнь самоубийством. И вот теперь его неприкаянная душа скитается между мирами, в сопровождении других призраков, играя вечную мрачную пьесу. Все, кто попадают в этот дом и вступают в контакт с миром духов погибают.

Дом с призаками, духами и привидениями — это неизменный элемент мистики, начиная с новеллы Эдгара По «Черный кот», и кончая фильмом «Битлджус». В данном случае интересно, что классический сюжет привязан к местным легендарным тюменским жителям и домам. Причем это сделано мастерски. Интересно. Полно. Ярко. Художественно. (Личные впечатления от прочитанного — реальный страх и ужас. Я прочитал книгу «Сибирская готика» ночью в одиночку. До утра не мог выйти из комнаты. Казалось призраки где-то рядом. Совет. Автору надо предлагать бесплатные памперсы, продавать книгу только совершеннолетним, требовать справку из психдиспансера, и разместить на обложке соответствующее предупреждение. Шутка.- а.л.)

Вторая повесть — «Status Quo» лично для меня является неким переходным звеном от криминальной темы к мистике. Ведь главные персонажи здесь — люди из 90-х годов. Это произведение ближе к сборнику «Нижнее время». В творчестве Олега Архипова, кстати, как и в творчестве любимого им сэра Артура Коан-Дойла, прослеживается явный дрейф от криминальной темы к мистике и приключениям. Это радует. С криминальными темами надо кончать. Лично мне хотелось бы, чтобы персонажи лихих 90-х спокойно почивали в мире ином, а не сидели на наших диванах, незримо присутствуя в нашей жизни. Думаю, что многие со мной согласятся.

Завершает книгу повесть «Сибирская готика», которую автор считает центральной, и не без оснований. Тема пропавшей экспедиции в жанре мистики и приключений весьма популярна. Группа молодых людей, парней и девушек, пропадает при таинственных и загадочных обстоятельствах. На поиски отправляется группа профессиональных бойцов, которую возглавляет частный детектив Андрей Калинин, нанятый отцом пропавшей Ольги Николаевой. Сюжет казалось бы прост до безобразия, но развязка повести приводит читателя в царство мистики и хоррора. Атмосфера накаляется. Сразу вспоминается фильм «Хищник». Неведомый враг. Но в «Хищнике» фантастика, а в «Сибирской готике» и фантастика и мистика. Слава богу, обошлось без Хищников и Чужих. Хотя временами было чувство, что вот-вот из-за кустов вылезет страшная морда злобного Ксеноморфа(то бишьЧужого -а.л.), или где-то наверху сверкнет лазерный прицел неутомимого Хищника. Впрочем Слепни тоже ничего. Иное измерение рядом. Неведомые монстры-фантомы используют человека в своих целях. Некие сущности. Или существа. (Накладочка. Слепней нападает немерянное количество. А для размножения им, оказывается, нужны реальные тётки. А тёток всего две. Откуда же такое несметное количество слепней? Метафизика прямо. Опять таки наводит на мысль о Чужих. В одноименном фильме «Чужие», они из однополчан бедной Рипли сделали целый инкубатор.- а.л.)

Читается повесть с интересом. Действие прописано четко. Персонажи выглядят живо. Если у читателя и остаются вопросы, то это не портит впечатление от прочитанного. Вообще видна большая авторская работа.

Александр Ломтев